Долгое время оплата коммунальных услуг в Дагестане вызывала массу неудобств. Низкое качество обслуживания, бесконечные очереди, неразбериха с платежами, куча разных квитанций. Республиканский платежно-расчетный центр (РПРЦ), начавший работу в марте 2014 года, существенно реформировал систему организации оплаты энергоресурсов.
РПРЦ улучшил качество оплаты – теперь каждый абонент может оперативно получать данные о состоянии лицевого счета и платежах в любой точке республики. Для жителей Дагестана созданы все условия. Спустя год работы платежно-расчетного центра финансовая дисциплина заметно нормализовалась. О том, какие задачи выполняет РПРЦ в Дагестане и каких результатов смог добиться центр за год работы, мы побеседовали с генеральным директором Республиканского платежно-расчетного центра Шамхалом Сулеймановым.
– Шамхал Амиргамзаевич, расскажите, чем было обусловлено создание Республиканского платежно-расчетного центра в Дагестане. На каких условиях создавался центр и какие были предпосылки для его создания?
– В 2013 году дочерней компанией «Газпрома» «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» было принято решение о проведении тендера на сборы платежей с населения Республики Дагестан за поставленный сетевой газ. Эта мера была вынужденной, так как сбор был организован не на должном уровне, и хронические долги за газ увеличивались с каждым годом. В данном тендере участвовал и победило ООО КБ «Кредитинвест Банк». В 2013 году банк организовал платежно-банковского агента, который впоследствии и стал Республиканским платежно-расчетным центром. Руководить центром и организовывать сборы было поручено нашей команде. Мы взялись за выполнение этой задачи. Вообще, пилотная версия данного проекта была инициирована руководством филиала «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» по Республике Дагестан в лице Адильхана Ганакаева. Он пытался и пытается по сей день выровнять сборы по оплате газа в республике, увеличил штат на более чем 300 контролеров. А это, как вы понимаете, дополнительные рабочие места. В марте 2014 года в тестовом режиме мы собрали первые платежи, а с мая прошлого года стали работать на полную мощность.
– Как Вы лично охарактеризуете ситуацию со сбором платежей за газ в Республике Дагестан?
– Это очень болезненный вопрос. Ситуация оказалась критической, и стояла задача организовать и предоставить условия для проведения платежей абонентами. До нашего появления фактором снижения сборов были ограниченность мест приема платежей, т.е. можно вспомнить, сколько возмущений людей публиковались в СМИ в связи с большими очередями. Немаловажным моментом является то, что «Газпром» не отказывается от многих социальных проектов в нашей республике по газификации региона, но у нашего населения к подобного рода вещам потребительское отношение. Накопление долгов, расхолаживание финансовой дисциплины началось еще в 2007 году. Последние два года политика со стороны абонентской службы становится более-менее внятной.
– В чем причина, как Вам кажется?
– Мне бы не хотелось говорить, что причина в ментальности нашего населения. Просто наши люди предприимчивы, но не там, где надо. Сейчас абонент видит, что его оплата доходит до поставщика газа, и следующий платеж осуществляет спокойно.
– Это значит, что прозрачность платежей влияет на сборы?
– Конечно! Я считаю, что каждый человек, независимо от того сколько он платит: 100, 1000 или 10 тысяч рублей, хочет, чтоб его деньги дошли куда надо. РПРЦ нацелен на то, чтобы разъяснять ситуацию по оплате: люди могут оплачивать услуги не только через наш центр, но и любыми другими доступными способами – через почту или через Сбербанк. Наша задача – увеличение сборов платежей. Поэтому мы не считаем другие структуры конкурентами. Они наши коллеги! Но мы в свою очередь пытаемся усовершенствовать этот вид услуги.
– Какие преимущества в том, чтобы люди пользовались именно услугами РПРЦ?
– Во-первых, у нас большое количество стационарных касс. Также мы приняли на работу более 400 кассиров, снабдив их мобильными кассами, которые могут принять платеж по месту нахождения абонента. Несмотря на то, что это влечет определенные риски, мы все же пошли на такой шаг. Во многом для удобства тех жителей Дагестана, кто живет в отдаленных районах. Во-вторых, у нас один из самых жестких договоров с ресурсоснабжающей организацией.
– Какой выход из ситуации Вы видите? Ужесточение мер к неплательщикам, разъяснительная работа или же нужен комплекс мер?
– Меры действительно нужно принимать комплексные, потому что это уже клубок из разных проблем, и нет единого способа их разрешить. Это должна быть и разъяснительная работа, а если речь идет о хищении газа, должны привлекаться и правоохранительные органы. До людей необходимо доводить социальную значимость оплаты газа. Мы разъясняем, что не нужно платить за газ именно нам. За него в принципе нужно платить! Сам абонент вправе выбрать любой удобный для него способ оплаты.
– Ваши сотрудники участвовали в рейдах по выявлению неплательщиков газа. Это дало какой-то результат?
– Сами рейды мы не проводили, но наши сотрудники присутствовали на этих мероприятиях, чтобы неплательщики могли на месте оплатить газ и не быть отключенными. Часто бывает так, что человек по разным причинам просто не дошел до нас, например, не нашел времени или был в отъезде. В Дагестане очень распространено такое явление, как «правовой нигилизм». В связи с этим мобильные кассиры присутствовали на рейде и могли принять оплату. Некоторые абоненты так до конца и не понимают, почему их отключают. Да, есть долги, но в любом случае они не видят причин для отключения газа. Радует, конечно, что есть сознательные граждане, которые, понимая свою неправоту, производят оплату на месте.
– Расскажите, как будет поставлена работа мобильных кассиров с населением. Они будут ходить к определенным категориям населения?
– У каждого такого мобильного кассира есть свой участок, и они совершают обход на своих участках. Это делается для того, чтобы абонент мог оплачивать услуги за газ, не выходя из дома.
– Это действительно удобно.
– Конечно. Мы начинали с 4-х мобильных кассиров и 7-ми стационарных касс. А сегодня у нас уже более 70 точек приема платежей по всей республике, а еще 450 мобильных кассиров. Эти цифры с каждым разом увеличиваются. Мы заключаем договоры с другими компаниями. За год работы у РПРЦ достаточно положительные показатели.
– Шамхал Амиргамзаевич, каким Вы видите дальнейшее развитие расчетно-платежного центра?
– Развитие РПРЦ мы видим в создании единой абонентской базы и в создании единого договора со всеми ресурсоснабжающими компаниями и абонентами. Чтобы все оплаты можно было проводить через наши кассы. Например, мы уже принимаем плату за уборку мусора, заключен договор с компанией «Фонд капитального ремонта». Нами уже проводится работа по созданию общих квитанций, и мы стремимся к тому, чтоб принимать оплату всех видов коммунальных услуг. Востребованность таких услуг, поверьте мне, есть. За восемь месяцев работы РПРЦ около 800 тысяч транзакций мы провели без единого нарекания как со стороны абонентов, так и со стороны ресурсоснабжающей организации. Это о чем-то да говорит. В рамках нашего проекта нами создано более 500 рабочих мест, и в масштабах республики проект является социально значимым.