Генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз» Кирилл Селезнев рассказал, как развивается внутренний рынок газа в России.
Продажи газа внутри России у «Газпрома» продолжают снижаться. Если в 2014 году было реализовано 234 млрд кубометров,то в 2016 — 214,9. За последний год уровень газификации регионов Российской Федерации увеличился всего на один процент. Хотя расти есть куда: сегодня природным газом обеспечены только две трети территории страны. Почему наше государство лидирует в мировом экспорте газа, но не может обеспечить голубым топливом собственное население? Ответ на этот вопрос, на самом деле, довольно прост: как платежная дисциплина потребителей, так и исполнительская дисциплина региональных властей оставляют желать лучшего.
Конечно же, стопроцентной газификации в России никогда не будет. Об этом генеральный директор ООО «Газпром межрегионгаз» Кирилл Селезнев на пресс-конференции 23 мая заявил прямо. Нет никакого экономического смысла тянуть газораспределительные трубы в отдаленные поселки и деревни, где живет пара десятков человек. В Дагестане это обычная история — вместо крупных сел у нас небольшие аулы, — и жители привыкли довольствоваться газом в баллонах. Но газификации таких аулов речь пока никто и не ведет — «Газпром» все еще тянет трубы в густонаселенные районы страны.
Сделано
В «Газпроме» более 10 лет назад была принята инвестиционная программа по строительству газовых сетей в регионах. С 2005 по 2016 год, рассказал Кирилл Селезнев, на нее ушло 295,2 млрд рублей. Построено более двух тысяч газопроводов общей протяженностью более 28 тыс. км. Этого хватит, чтобы подключить к природному газу более пяти тысяч котельных и около 815 тыс. частных домов и квартир.
Как результат, уровень газификации в стране вырос с 53,3% в 2005 году до 67,2% в 2017-м (в городах — с 60 до 70,9%, в сельской местности — с 34,7 до 57,1%).
Однако в последние годы темпы роста замедлились. Так, в 2016 году было построено только 163 газопровода протяженностью около 1 425 км, а уровень газификации за год увеличился всего на один процент. Тому есть несколько причин, объясняет руководитель «Газпром межрегионгаз». Во-первых, большой рывок вперед был сделан в первые годы реализации программы. Во-вторых, процесс тормозят сами субъекты Федерации — региональные власти не аккуратно выполняют свою часть обязательств.
Не сделано
Напомним, как работает программа газификации: «Газпром» берет на себя строительство межпоселковых газопроводов. А создание газораспределительных сетей и подготовка потребителей к приему газа — это обязанность администрации региона. В идеале, эти работы должны быть синхронизированы. Однако региональные власти стабильно не успевают за газовиками. В результате построенные трубы простаивают, а жители городов и поселков так и живут без газа.
В 2016 году «Газпром» провел мониторинг газораспределительных организаций и выяснил, что в среднем газовые сети по федеральным округам страны загружены от 43% до 77%. Наиболее полно трубопроводы используются в регионах Южного, Северо-Кавказского и Сибирского федеральных округов, хуже всего дела обстоят в Дальневосточном федеральном округе. СЗФО — на предпоследнем месте. У нас в округе сети загружены на 55%.
Загруженность сетей и объем потребления газа напрямую зависит от готовности конечных пунктов поставки. Вообще, таких субъектов РФ, где на 100% выполняется региональная часть работы, всего одиннадцать. «Отличники» у нас — Белгородская, Кемеровская, Курская, Омская, Пензенская, Тюменская и Ярославская области, Республики Калмыкия и Мордовия, Чувашская республика и Санкт-Петербург.
А вот «двоечников» среди субъектов Федерации семь. Полностью игнорируют свои обязательства Карачаево-Черкессия, Адыгея, Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Орловская область и Карелия.
Должники
Победному шествию газификации по стране мешают еще и хронические долги потребителей. Просроченная задолженность перед «Газпромом» приближается к двумстам миллиардам рублей (199,3 млрд на 1 мая). В прошлом году было на 6,3% меньше.
Хуже всего платят бюджетные организации — здесь уровень оплаты в 2017 году сложился на уровне 69%. Это значительно хуже, чем год назад — в прошлом мае этот показатель равнялся 85,7%. В том числе военные буквально за год нарастили долг более чем в два раза, с 2,97 до 6,5 млрд рублей. На 80% долг за газ бюджетников — это именно долг военного ведомства.
В абсолютных цифрах самые большие долги у теплоснабжающих организаций (70,4 млрд рублей) и граждан (73,9 млрд). Но если поставщики тепла работают над собой и платежную дисциплину понемногу улучшают, то с населением — обратная ситуация, у частных лиц долги за газ растут. Тут читатель вправе удивиться — как же так, мы все, вроде бы, платим аккуратно.
Общую репутацию, портят жители Северо-Кавказского федерального округа: 82% долга населения — это долг СКФО. Если в других федеральных округах люди оплачивают 95-96% потребленного газа, то на Кавказе — всего 40-45%.
Это отдельная проблема для «Газпрома», отметил Кирилл Селезнев. Решить ее надеются, в том числе, через реструктуризацию организации-поставщика. В 2017 году к работе приступили пять новых газораспределительных компаний, напрямую подчиненных «Газпром межрегионгаз». Это, по мнению, руководства организации, поможет усилить контроль над потреблением и оплатой газа.
С остальными должниками газовики работают традиционными способами. Это претензии, суды и отключения. В 2016 году «Газпром межрегионгаз» взыскал порядка 86,8 млрд рублей долга — на 20% больше, чем в 2015 году. Отключили от трубы более 12,4 тысяч потребителей, как физических, так и юридических лиц.
Есть и более щадящий способ разобраться с долгами. С должниками-регионами «Газпром» подписывает соглашения о реструктуризации долга. В 2016 году такие планы-графики погашения долга были составлены для 24 регионов, рассказал Кирилл Селезнев. А исполнены они были от силы на треть.
На будущее
И как в таких условиях продолжать газификацию? Гендиректор «Газпром межрегионгаз» говорит, что программа не останавливается. До 2021 года в плане стоит развитие газоснабжения в 66 регионах России — 39 программ уже утверждены, 27 в процессе.
Построить планируется 24 тысячи километров газопровода. Природный газ придет в 3,5 тысячи населенных пунктах и в порядка 600 тысяч частных домов и квартир. Перевести на газ можно будет 3 тысячи котельных и других производственных объектов. Но есть одно условие. Все эти светлые перспективы станут реальностью только в том случае, если администрации регионов, наконец, начнут вовремя выполнять свои обязательства — как по строительству распределительных сетей, так и по оплате накопленного долга. А там, где долги по деньгам и срокам сохраняются, достроят только то, что уже начали, пояснил Селезнев. Видимо, и в Дагестане доступность природного газа будет больше зависеть от своевременных расчетов за газ и от трудоспособности региональной власти, чем от инвестиций «Газпрома».